Кругобайкальский тракт – отрезок Сибирского тракта – части Великого чайного пути
Содержание:
Раздел 1. Паспорта объектов
Раздел 2. Технологическая карта
№ п/п | Название экскурсии и объекты показа |
1 | Экскурсия «Кругобайкальский тракт – отрезок Сибирского тракта – части Великого чайного пути»
объекты показа: 1. Старейшая улица на юге Байкала– ул.Большая (в р.п.Култук ныне ул.Октябрьская) 2. Свято-Никольский храм в поселке Култук 3. Чайная тропа 4. Мыс Шаманский 5. Свято-Никольская церковь 6. Мраморный вокзал на ст.Слюдянка 7. Верстовой столб на ст.Утулик 8. Купеческий дом – дом краеведа
|
ПАСПОРТА ОБЪЕКТА
Наименование объекта | Старейшая улица на юге Байкала– ул.Большая (в р.п.Култук ныне ул.Октябрьская) |
Местонахождение | р.п.Култук, ул.Октябрьская |
Время возникновения | 1647 г. |
Характеристика, краткая история
| Самой южной точкой Байкала является поселок Култук. Здесь проходил участок Великого чайного пути - Сибирский трак – торговая дорога на Кяхту и в Тункинскую долину и по ней шли караваны. Култук — одно из самых старых поселений русских в Прибайкалье. История Култука тесно связана с историей освоения Сибири. Годом основания поселка считается 1647. С развитием торговых путей быстро росли и поселки. Так, в 1823 году, Култук состоял из 21 двора, а в 1852 году их было уже 35, а численность населения составляла 238 жителей. Впервые упоминание о Култуке встречается в дневниках царского посла в Китай Николая Милеску Спафария (1675 г): «На самом Култуке есть река Култушная, и там пристанище есть, а Култуком называют самый край узкий Байкальского моря, где оно кончается». Археологические находки подтверждают, что освоение южных берегов Байкала началось с глубокой древности. Артефакты, относимые к железному веку найдены вблизи посёлка. Некоторые источники утверждают, что первое русское поселение на юге Байкала было основано осенью 1647 года землепроходцем Иваном Похабовым, при его продвижении от устья Селенги в Тункинскую долину. На карте 1701 года Семёна Ремезова поселение обозначено как Култушное зимовье, через которое проходили пути вдоль Байкала и в Тунку. Путешественник Алексей Мартос в своих заметках отмечал: «Селение лежит при западном окончании моря. Култук построен правильно, в нем 21 дом; одна улица расположена параллельно изгибу моря (прим. данная улица в настоящие дни не сохранилась, но от нее шла еще одна улица - Большая, ныне Октябрьская ). Култукские окрестности заслуживают кисти художника Вернета, страстного любителя подобных приморских видов. Кедры величавые осеняют соседственные горы. Култук, к чести жителей и местного начальства, содержится в такой опрятности, которую можно найти в опрятностях Норвегии и Голландии. Жители имеют изобильное хлебопашество и рыбные промыслы. Омули, сиги, хариусы и налимы водятся во множестве». Значительная часть грузов необходимых для стройки поступала водным путем, по озеру и в связи с этим в Култуке на берегу Байкала был построен причал (напротив станции Култук Кругобайкальской железной дороги). Однако, мало кому известно, что в Култуке сохранилась одна из первых улиц на юге Байкала, сейчас она называется Октябрьская, а ранее носила название ул.Большой. Это была, и по сей день остается (не смотря на смену названия) одной из первых улиц на юге Байкала (на Южном Прибайкалье). Тянется эта улица от самой горы до берега Байкала, проходя через федеральную автодорогу Р-258 «Байкал». На ул. Октябрьская (Большая) стоит церковь, сохранившиеся дома-памятники архитектуры, а также здесь расположен парк «Прибрежный». Много известных людей тех времен проживало на этой улице. Култук приютил когда-то Э.Лаксмана, Б.Дыбовского, Г.Коханского, А.Чекановского, Г.Пермикина. Достоверные источники утверждают, что Григорий Маркьянович Пермикин проживал на ул.Большой (Верхней), ныне Октябрьской. Прослеживается история дома, где он проживал: дом Пермикина перенесен и церковь подняли наверх, в связи со строительством ГЭС. Находился там до строительства нового Свято-Никольского храма (2006-2007 г.г.), затем снесли. Сейчас на этом месте находятся дома №3 и 5. Коханский Григорий Аркадьевич проживал в Култуке после назначения на должность главного ветеринарного врача и начальника «Карантина», через который из Монголии гнали скот в Россию. Прибыл в Култук в 1896 году. В 1906 году построил пятистенный дом. Затем в доме был детский сад, школа искусств, а после его продали в частные руки (дом № 28). Несколько лет своей жизни проживал на этой улице и Герой Советского Союза Тулаев Жамбыл Ешеевич- за переездом первый дом №16. Любицкие Георгий Федорович – Герой ВОВ и почетный житель р.п. Култук проживающий в доме №77. В 2022 году была проведена акция по восстановлению обликов 15 домов на улице в ее нижней части у озера Байкал. Были установлены два памятных знака - «Байкальское оконце» в честь памяти архитектурному облику домов на старейшей улице южного Байкала и «Верстовой столб» в честь проходившего здесь Сибирского тракта. Первые верстовые столбы, отмечающие расстояния между городами, появились вдоль важнейших дорог России в XVI веке. Не случайно в народе о них говорили: "Нем и глух, а счёт знает". Повсеместное распространение верстовых столбов началось со времён Петра I, повелевшего своим указом "ставить верстовые столбы, крашеные и подписанные цифрами". В старой России все расстояния измерялись в верстах. Километры появились только в 1918 году, после декрета Совнаркома от 14 сентября. Заметим, что километр оказался очень близок к нашей русской версте: 1 верста = 500 саженям, 1,0668 км. В 1817 г. император Александр I подписал указ, предписывающий установку деревянных верстовых столбов с наклонными чёрно-белыми полосами, обеспечивающими лучшую их видимость. В том же указе говорилось: "При въезде в каждое селение иметь (по примеру заведённых в Малороссии) столб с доской, показывающей, как селение сие называется, кому принадлежит и какое имеет число душ". В 1730 году Россия взялась за строительство новой дороги, которую назвали Сибирский тракт. Его называли также Московский тракт, или Московско-Сибирский, ещё Большой, или Великий, или Осьмая государственная дорога. Общая протяжённость тракта от Москвы составляла 12687 с четвертью вёрст. По тракту шёл весь поток торговых перевозок из России в Сибирь, Китай и обратно. По этой дороге за границу доставлялись кожа и пушнина, серебро и масло, кедровые орехи и редкая рыба, гусиное мясо и многое другое. Также пользовались Сибирским трактом Голландия, Англия и Франция: по этому маршруту они транспортировали в Китай свои товары. 22 сентября 1764 года Екатерина II приняла решение, чтобы на всех главных дорогах стояли каменные верстовые столбы, исполненные по единому образцу. Такие верстовые столбы изготавливались в мастерских Исаакиевского собора. Столбы были высотой 10 метров, производились в стиле барокко, а сверху их венчал флюгер в виде лошади. Путешествовать по Сибирскому тракту было крайне тяжело, вся дорога находилась в неудовлетворительном состоянии. Расстояние в тридцать вёрст можно было преодолеть лишь за 7-8 часов. Тем не менее, несмотря на такое положение дел, дорога эта была средством для надёжного и дешёвого сообщения. Поначалу её выделяли лишь верстовые столбы, переправы, проходящие через горы и реки, гати и перелески. Затем Екатерина II распорядилась высадить вдоль тракта берёзы. На каждой версте почтовых дорог велено было посадить по 20 деревьев. Тогда каждому крестьянскому двору притрактовых деревень давали "урок": посадить на придорожной полосе по несколько берёзок и проследить, чтобы они окрепли и выросли. И не приведи Господь, если березка засохнет! Штраф должна была заплатить вся крестьянская община. А уж после этого общинный сход наказывал виновного — чаще всего розгами. Деревья располагались друг от друга на расстоянии 2 м 84 см (четыре аршина), защищая дорогу от снежных заносов и не позволяя путникам сбиться с пути в непогоду. Кроме этого, каждый участок великой дороги нужно было ремонтировать, строить мосты, стелить гати. Повинность эта возлагалась на сёла, находящиеся вдоль тракта. За любую провинность жестоко наказывали. Крестьяне вносили денежную и натуральную плату для содержания дороги и привлекались к трудовому участию по её обустройству, к бесплатным принудительным перевозкам различных грузов, расчистке пути, по требованию проезжавших предоставляли провиант. Решение императрицы о каменных верстовых столбах оказалось для казны обременительным, и уже в 1817 году её внук Александр I упростил эту задачу. Отныне предписывалось устанавливать деревянные верстовые столбы с наклонными чёрно-белыми полосами для их лучшей видимости. А с 1918 года верстовые столбы ушли в историю, а на смену верстам пришли километры. |
Наименование объекта | Свято-Никольский храм в поселке Култук |
Местонахождение | р.п.Култук, ул. Октябрьская, 51 |
Время возникновения | 2011 год |
Характеристика, краткая история
| Первым православным храмом в Култуке была часовня, построенная на берегу Байкала. Сведений о часовне сохранилось немного. Часовня небольшая: около 10 аршин в длину и 7 аршин в ширину. Она высокая, выстроенная из листвяничного леса, окна из слюды в форме узких полосок. Внутри часовня была разделена на две части. В передней на стенке стояли образа; иконы старые, потемневшие от давности. Среди них были и новые, привезенные из Иркутска. Из-за ветхости в часовне богослужение отменено». Первая церковь в Култуке была построена в 1852 году на средства купца Степана Степановича Попова и освящена во имя святителя Николая Чудотворца. Клировые ведомости за 1864 год сообщают, что церкви принадлежали 55 десятин сенокосной и усадебной земли. Большей частью в этих местах проходили торговые караваны, на которых пребывали монголы и буряты, по своему чтившие святителя Николая Чудотворца, поэтому часовни и церкви в этих местах чаще всего освящались его именем. Деревянная церковь имела скромный вид, характерный для архитектуры сельских храмов середины XIX в. Некоторое оживление в ее объемно пространственную композицию вносил малый восьмерик, венчающий храм, но роль его была незначительна из-за мелких размеров и пропорционального несоответствия приземистому четвериковому основанию. Южный фасад имел два окна, которые были расположены со сдвигом к востоку. Их скромные рамочные наличники завершал горизонтальный сандрик. Отдельно от церкви стояла ярусная четвериковая колокольня с пологим четырехлотковым куполом. Стены обеих построек были обшиты досками Отдельно от церкви стояла ярусная четвериковая колокольня с пологим четырехлотковым куполом. Стены обеих построек были обшиты досками. Первым священником церкви был Григорий Изопов, который, по окончании курса в Иркутской Духовной Семинарии, был рукоположен во священника. В 1887 году эта церковь сгорела. Сгорело и несколько домов в т.ч. дома церковнослужителей. Но уже через два года на средства крестьянина Н. Томилова была построена новая церковь и освящена 3 декабря 1889 года также во имя святителя Николая. Это было довольно крупное здание с храмом и колокольней в одной связи. Построено оно в формах древнерусской архитектуры. Храм типа «восьмерик на четверике» и колокольня имели близкое построение с почти одинаковыми по высоте объемами и схожими шатровыми завершениями. Довольно динамичный характер венчания, с высокими фронтончиками в основании шатров, и ломаная форма кровли храма с гребнями создавали выразительный, живописный силуэт С 1890 года по 1892 год священником в Култуке был Николай Алекринский, а с 1893 года по 1916 год —Иннокентий Чуринов. В 1903 году были сооружены пристрои к церкви, что придало храму вид креста. В 1907-1908 гг. церковь была отремонтирована, подправлена позолота иконостаса и приобретено 10 икон. Большое внимание о. Иннокентий уделял церковному образованию. При нем церковь купила под школу дом у местного жителя Шушакова. В школе, где обучалось около 50-60 учеников, была устроена кухня, в которой обедали и разогревали приносимые учениками обеды. В школе, кроме самого Иннокентия Чуринова, преподавала учительница Арина Ивановна Медведева. Священник лично занимался набором штата педагогов в школу. В 1902 году было построено новое специализированное здание церковноприходской школы. Помещение было светлое, с большими окнами и красивым парадным входом. Эта школа прослужила для обучения детей до 1980 года. Кроме Иннокентия Чуринова и Арины Ивановны преподавал в школе сын гужирского священника, которого о. Иннокентий выгнал впоследствии за грубое отношение к детям. Был также открыт платный четвертый класс. Желающие обучать детей далее третьего класса уже отправляли их на платное обучение. После революции печальная участь многих православных церквей не обошла и Култукскую церковь. После 1917 г. Свято-Никольская церковь была закрыта. Несколько лет она стояла закрытая. По воспоминаниям старожилов, в конце 1920-х гг. култукскими комсомольцами был устроен погром в церкви, сожжены иконы и церковная утварь. Позднее (в начале 1930-х гг.) здание церкви было частично разрушено — разобраны пристрой и верхние этажи. Из бревен церкви (по воспоминаниям старожилов) было построено четыре жилых дома. После этих разрушений от церкви сохранился лишь нижний ярус. Часовни на берегу Байкала и возле Тункинской дороги были уничтожены. В 2006 году было получено благословение в Иркутской епархии. В 2011 году здесь был построен новый храм, высота которого 28 м, а его красивые стены видны с любой точки поселка. История Култукской Свято-Николаевской церкви тесно связана с историей Слюдянской Свято-Никольской церкви, которую освящал вышеупомянутый култукский священник Иннокентий Чуринов. Эти две церкви являлись самыми близкими соседями, носили имя одного святого, обе стояли почти на самом берегу Байкала. |
Наименование объекта | Чайная тропа |
Местонахождение | р.п.Култук, «Квартал 120 км» (близ ж/д.ст.Вербный) |
Время возникновения | Современный облик 2017 года (по истории создания тракта 1805 года) |
Характеристика, краткая история
| В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Так, было положено начало Сибирскому тракту как участку Великого чайного пути, соединяющего Москву с Китаем. В начале 18 столетия была организована Кяхтинская торговля с Монголией и Китаем. Все общение велось через Кяхту и Иркутск; в последнем находилась таможня. Потоки караванных торговых грузов устремились к Иркутску и далее переправлялись через Байкал между Голоустным и Посольском, поднимались Селенгою до Петропавловской крепости, оттуда уже сухопутной дорогой на телегах добирались до Кяхты. Но своенравный Байкал был не предсказуем. Внезапные штормы и, особенно ветер «Сарма», грозили бедой в летнее судоходное время, а в условиях ледостава и вскрытия льда продвижение по озеру вообще прекращалась на несколько месяцев. Назрела необходимость строительства круглогодичной дороги через хребет Хамар-Дабан. С 1796 г. при Иркутском губернаторе Л.Т. Нагеле началось строительство тракта от Иркутска через Култук и хребет Хамар-Дабан. Работами руководил землемер А.А. Дедов. Строительство тракта в основном завершилось в 1805 г. На такте открыты следующие почтовые станции: Иркутск, Введенская, Мотская, Большеглубоковская, Култукская, Слюденская (на хребте Хамар-Дабан), Шубутуйская, Шибетская, Снежная, Оголокская, Темникская, Аласакская, Торейская, Норинская, Ичетская, Енхорская, Махаевская, Троицкосавск. В 1820 г. инженер путей сообщения капитан Г.С. Батеньков (будущий декабрист) по заданию Иркутского генерал-губернатора выполнил изыскания тракта от Култука по берегу Байкала, но Главное управления путей сообщения и публичных зданий проект не приняло. После этого начались поиски направления дороги через хребет Хамар-Дабан. Главной задачей которых стало выявить удобное для круглогодичного проезда направление от берега Байкала до перевала через хребет. В 1827–1829 гг. инженер путей сообщения подполковник А.А. Медведев по собственному желанию выполнил разведку нового пути и подготовил проект дороги от Байкала по долине речке Выдриной, который был одобрен Главным Управлением Восточной Сибири и представлен главноуправляющему путей сообщения и публичных зданий в 1835–1836 гг., но проект встретил «сопротивление» со стороны кяхтинского купечества, доказывавшего, что дорога не удобна для проезда. Култук на этом пути представлял не малое значение. Село Култук стало перевалочным пунктом: организована таможня и решались вопросы найма рабочей силы и снабжения строителей различными материалами и продовольствием. Строительство дороги закончилось в 1805 году и носила название Кругоморского тракта. Дорога эта была очень трудной, так как проходила по тайге и горам. Существовала целая сеть дорог от Култука на Кяхту (Хамар-Дабанский, Кругобайкальский путь, Игумновская дорога,Удунгинский тракт), одна за другой они на протяжении столетия прокладывались все ближе к Байкалу, пока в итоге не была построена окончательная: Иркутск — Култук — Посольск. Кругоморскую дорогу активно использовали торговые караваны около 40 лет с момента ее постройки. Всего было перевезено около 400 пудов товара. А с введением в эксплуатацию КБЖД в 1905 году тракт и вовсе потерял свое значение. Данный участок тропы представляет собой лишь короткий отрезок в 450 метров предшественника Кругобайкальского тракта – Кругоморского тракта с тремя смотровыми площадками на озеро Байкал, п. Култук и мыс Шаманский – самую южную оконечность озера Байкал. |
Наименование объекта | Мыс Шаманский |
Местонахождение | г.Слюдянка |
Время возникновения | Со времен возникновения Байкала (около 30-23 миллионов лет назад) |
Характеристика, краткая история
| Мыс Шаманский также лежал на Великом чайном пути. Сейчас мыс разделяет поселок Култук и город Слюдянку и является самой южной точкой озера Байкал. Долгое время пролегающая здесь караванная дорога была затоплена поднявшимся уровнем Байкала, но в 2017-2018 годах, когда Байкал снова отступил от берега, эта дорога вновь предстала перед глазами. Шаманский мыс- это продолжение одного из острогов Хамар-Дабана. Его длина — около 640 метров. Мыс сложен преимущественно гранитами, мраморами и метаморфизованными известняками. Наличие известняков обусловило наличие на мысу пещер. В прошлом, одной из достопримечательностей Шаманского мыса была скала Хобот — скальные пласты, наклонно уходящие в воду и промытые у основания, похожие на хобот, отсюда и название. С изображением этой скалы выпускались открытки. Местные жители приписывали Хоботу целебные свойства, однако скала была взорвана при добыче известняка. Мыс считается священным местом для бурят, символом начала Байкала и по-бурятски называется Айха-Шулун («Страшный камень»). По преданию, в одной из пещер мыса похоронен шаман, здесь проводили служения. Некогда знаменитые пещеры Шаманского мыса были затоплены после строительства Иркутской ГЭС. Сохранилась лишь одна пещера, затопленная наполовину. Проникнуть в ней можно с большим трудом – на лодке летом или по льду зимой. При археологических раскопках были обнаружены стоянки бронзового века.Между вторым и третьим холмами Шаманского мыса находится дорожная выемка, являющаяся частью знаменитого старинного тракта, по которому иркутские купцы возили чай из Китая. Это и археологический памятник с сохранившимися наскальными рисунками оленей (петроглифы – рисунки древних людей), из которых самое крупное – изображение оленя-самца размером 54х64 см. В 1864—1866 годах в районе Шаманского мыса шло строительство Кругобайкальского тракта. Польские ссыльные, строившие эту дорогу, подняли восстание в 1866 году. Группа восставших, находившихся в Култуке и Слюдянском зимовье во главе с Арцимовичем обезоружила конвой, оставила часть оружия на Шаманском мысу и направилась от него в сторону Иркутска на соединение с остальными группами повстанцев. Однако восстание было подавлено. При повышении уровня Байкала большая часть тракта в пределах Слюдянки и Култука была затоплена, однако часть его сохранилась и ещё заметна в самой низменной и узкой части мыса. А с19 мая 1981 года мыс еще и действующий памятник природы регионального значения с профилем «ландшафтный». |
Наименование объекта | Свято-Никольская церковь в г.Слюдянка |
Местонахождение | г.Слюдянка, ул. 40 лет Октября, 40 |
Время возникновения | 1915 год |
Характеристика, краткая история
| Слюдянская Свято-Никольская церковь в г. Слюдянка, является памятником истории и культуры начала ХХ века. С одной его стороны возвышаются горные хребты Хамар-Дабана, где добывают великолепный мрамор, а с другой, всего в ста метрах, бесценная жемчужина Сибири - озеро Байкал. Церковь была построена на станции Слюдянка, которая относится к Кругобайкальской железной дороге (КБЖД), ставшей причиной запустения Кругобайкальского тракта – участка Большого Сибирского (Московского) тракта. Возвращаясь из кругосветного путешествия из Японии, Великий князь Николай Александрович, будущий император Всероссийский Николай II, по пути в Иркутск побывал в Слюдянке. Рассказывают, что он предложил, чтобы из ворот будущего вокзала к дверям будущего храма вела аллея, обсаженная деревьями, чтобы каждый приехавший мог войти в храм и возблагодарить Бога за благополучное окончание пути. Было решено перенести уже готовую церковь из пади «Половинка» Кругобайкальской железной дороги. Там ее поставили еще в 1903 г. К августу того же года хотели освятить. Но последовало указание перенести ее. Первоначально решили установить церковь на станции Малый Баранчик, но затем остановили свой выбор на быстро растущем пристанционном поселке Слюдянка. Сюда церковь перенесли в начале 1906 г. Освящена она была в этом же 1906 году священником соседней Култукской церкви Иннокентием Чуриновым, так как, повидимому, пока еще не был назначен священник в Слюдянскую церковь. Ее описание найдено в Клировых ведомостях Култукской Николаевской церкви за 1907 год: «Здание деревянное, одноэтажное с такою же колокольней. Один престол во имя святителя Николая, святителя Иннокентия и мученицы Татианы. Храм отапливается одной печью. Утвари еще не достаточно. Эта церковь простояла совсем недолго, до 1914 года. Ее пришлось разобрать в виду крайней тесноты. На ее месте была построена новая. Новое здание было построено служащими постройки 2-го пути КБЖД. На постройку церкви было выделено «монаршей щедростью» 2000 рублей из государственной казны и 3250 рублей, ассигнованных Думой по смете Министерства путей сообщения на подведение фундамента. Кроме того, с разрешения епархиального начальства на строительство были потрачены остатки церковных доходов и пожертвования со стороны прихожан. В новой церкви также, как и в первой, был один престол во имя святителей Николая Чудотворца и Иннокентия Иркутского и мученицы Татианы. Церковь построена в псевдорусских формах с элементами русского модерна. По облику она походила на теремок с шатрами, кокошниками, маковками, такая архитектура характерна для русского стиля 2-ой половины XIX и начала XX веков. Этот стиль в архитектуре называется периодом полного распада древнерусского деревянного зодчества. Здание церкви – деревянное, одноэтажное. Фундамент и цоколь– из байкальского мрамора. Стены сложены из бревен, рубленых в углах с остатком, цокольная часть и фриз обшиты дощечками, карнизы украшены подзорами. Храм в плане имеет форму креста. В северном и южном прорубах имеются две двери, ведущие на мраморные крыльца. Алтарь имеет два узких окна и две маленькие пристройки, выполнявшие, по всей видимости, роль пономарки и ризницы. Главный вход был с западного трехстороннего мраморного крыльца, над которым на столбах установлен шатровый навес. Притвор разделен на три части: слева – комната, внутри которой находится лестница, ведущая на колокольню; справа – помещение для сторожа (сейчас здесь находится просфорня) и сквозное помещение, пройдя через которое, человек попадал в храм. Отопление было предусмотрено печное, печей было пять, из них одна в алтаре. Над притвором возвышалась колокольня с типовым завершением и маковкой с крестом. Над крышей центральной части был устроен четверик, а над ним возвышался шатер с маковкой. На каждом углу этой кровли, в плане представляющей квадрат, возвышались на барабанах четыре малых маковки. Кроме того, малые маковки были еще над двумя навершиями, установленными по обе стороны от колокольни, а так же над шатровым навесом над главным крыльцом. Церковь была построена «крыльцо в крыльцо» с вокзалом и представляла вместе с ним лицо станции – будущего города. Из дверей храма к дверям вокзала вела аллея, обсаженная акациями. Около церкви и в близлежащей местности были оставлены одиночные деревья от старой тайги. Некоторые были выше церковной колокольни и вокзального шпиля. Дорогу около вокзала и проезды вокруг церкви замостили булыжником, привезенным с берега Байкала. Осталась не замощенной только северная сторона, гдепроходил Московский тракт, проложенный в 1863 году. Новопостроенная церковь была освящена 29 декабря 1915 года. В 1917 году в Слюдянке революционеры и «передовая часть» рабочего класса с флагами и пением вышли на митинг. Зажиточная часть оставалась невозмутимой. Далее все развивалось по обычному сценарию: захват власти, грабежи и убийства. Потом была гражданская война. Слюдянка перешла на военное положение, в ее окрестностях шли жестокие бои. Армия Колчака подступала к Иркутску. Слюдянка и Култук принимали и расквартировывали отступающие части красноармейцев. Они планировали взорвать все мосты Кругобайкальской железной дороги. Все байкальские пароходы и ледоколы были захвачены «красными». Из восьми судов была создана флотилия, остальные выведены из строя. В Слюдянке с переменным успехом хозяйничали то «красные», то «белые». Так продолжалось до 1920 года, когда власть окончательно перешла к «красным». В 1922 году было проведено изъятие церковных ценностей из Слюдянской церкви. Было «изъято два серебряных сосуда с принадлежностями, один напрестольный крест, одно серебряное кадило, три иконных ризы. Общий вес изъятого составляет 10 ф. 36 золот. серебра». Несмотря на такую атмосферу Свято-Никольская церковь выполняла свои функции вплоть до 1929 года. В 1929 году церковь была закрыта. Из них одни переделали под клубы, как, например, Слюдянскую Свято-Никольскую церковь. На Слюдянской церкви была разобрана колокольня и шатры центрального части, устроены наружные лестницы, сброшены колокола и кресты, а на иконе Спасителя на «горнем месте» видны отверстия от пуль. Другие иконы были выброшены. Их разрешили разобрать верующим по домам. В этом же 1929 году сгорел «Народный дом», который часто предоставлял свою сцену комсомольцам. Сильно не переживая, они заняли здание церкви. Устроили на амвоне сцену, в алтаре была гримерка, в помещении церкви поставили скамейки, оно служило зрительным залом. Назвали церковь клубом «имени 1 мая». Пришла война. В церкви деловито разместились солдаты. Так продолжалось до послевоенного потепления. Коснулось оно и Слюдянской церкви. Оскверненная церковь в изуродованном виде была отдана верующим в 1947 году, и с 27 апреля того же года в храме возобновились богослужения. |
Наименование объекта | Мраморный вокзал на ст.Слюдянка |
Местонахождение | г.Слюдянка, ул.Ивана Тонконога, 18 |
Время возникновения | 1901- 1904 год |
Характеристика, краткая история
| Станция III класса – самая крупная станция Кругобайкальской железной дороги. Она расположена в Юго-западной части Байкала, у самого подножия Хамар-Дабана, около места, где в Байкал впадает р. Слюдянка. Первые просеки под станцию вырублены в 1901 году. Один из первых сибирских руководителей советского времени Б. Шумятский так объясняет причину этого месторасположения станции: «Станция Слюдянка, как говорят, возникла капризной игрой случая и по милости барской затеи царского министра путей сообщения князя Хилкова. Понравилась ему небольшая, но живописная долина, расположенная в пяти-шести верстах от большего и удобного для деповской станции плато, где ныне находится Култук, и обосновался со своим поездом, и заложил станцию, назвав ее Слюдянкой. Причем инженеры указывали сиятельному князю на ограниченность площадки, но он лаконично отвечал им: «в тесноте, да не в обиде». Первоначально, действительно, место для станции было выбрано в районе п. Култук, в местности болотистой и находящейся под действием постоянных непрекращающихся ветров. Существует мнение, что станция не могла разместиться вблизи Култука , так как она затрагивала бы жизненно важные интересы жителей села. Новое строительство расположилось бы на месте выгонов для скота и култучане лишились бы своих пастбищ. В 1905 г. в восточной стороне станции было построено первое каменное здание паровозного депо, которое имело 12 стоил для ремонта паровозов. Также были возведены большие мастерские. При станции построили 44 типовых деревянных домов для рабочих и служащих. В этом же году была построена больница на 20 коек и школа. В следующем году из пади Половиной в Слюдянку перенесли первую церковь. Среди многочисленных железнодорожных построек Слюдянки композиционным завершением можно считать единственный в России и в мире вокзал, построенный полностью из мрамора. В его строительстве принимал участие министр путей сообщения России князь Михаил Иванович Хилков. В «Восточном обозрении» сообщалось, что во второй половине мая 1903 г. министр присутствовал на молебне «по поводу закладки пассажирского здания станции Слюдянка, а после окончания молебна присутствующим было предложено шампанское». В то время каменные здания вокзалов на Сибирской железной дороге строились на крупных станциях, таких как Омск, Красноярск, Иркутск и других, и среди них Слюдянка. Считается, что зодчим вокзала был итальянец. Строил вокзал подрядчик Гессель Моисеевич Шмерлинг. Рядчик Рейхбаум делал внутренние перегородки, а рядчик Андрюшкин выполнял штукатурные работы и внутреннюю окраску. Благодаря байкальскому мрамору отделка стала принципиально иной, чем на всей Сибирской дороге. Мрамор для облицовки вокзала добывался здесь же, в карьере. Вокзал станции Слюдянка поражал ослепительной белизной стен. Блеск ровных изломов камня превосходно отражал солнечные лучи и давал замечательную игру света. Фасад вокзала – образец ярко выраженной симметрии. Завершилось строительство в 1904 году. Стоимость здания составила 89218 руб. В настоящее время здание вокзала снаружи сохранилось почти в первозданном виде. Слюдянский вокзал, благодаря, главным образом, материалу, из которого он сооружен, является историко-культурной достопримечательностью Транссиба и памятником железнодорожной архитектуры начала XX века. С введением в постоянную эксплуатацию КБЖД и строительством вокзала на ст.Слюдянка с 1905 г. значение Кругобайкальского тракта по берегу Байкала упало, он превратился во вспомогательную дорогу местного значения.
|
Наименование объекта | Верстовой столб на ст.Утулик |
Местонахождение | 141 км федеральной автодороги Р-258 «Байкал» на Ярмарочной площади |
Время возникновения | 2020 год |
Характеристика, краткая история
| В 1855 г. после осмотра юго-восточного побережья Байкала иркутский генерал-губернатор Н.Н. Муравьёв-Амурский принял решение построить тракт по берегу Байкала. В 1859 г. от Култука начались строительные работы под руководством инженера путей сообщения подполковника (в последствии генерала) И.И. Шаца. Для строительства дороги были привлечены 721 польских ссыльных, участников национально-освободительного движения 1863–1864 гг., которые были рассредоточены от Култука до села Посольского. В 1866 г. после размещения их по берегу Байкала они организовали восстание, которые было подавлено. В 1870 г. строительство тракта по берегу Байкал в основном было завершено и открылись почтовые станции. Так, на юге Байкала в этот период были открыты пять первых почтовых станций на Большом Сибирском тракте: Култукская, Муравьёва-Амурская, Утуликская (1864 год), Муринская и Снежинская. Восточнее находились станции: Выдренская, Переёмная, Малиновская, Мишихинская, Мысовская, Боярская, Большереченская, Кабанская, Таракановская, Ильинская, Половинная, Верхнеудинск. В 1905 г. открылся Купеческий (Удунгинский тракт) от Мысовска в долину Селенги. После открытия тракта по берегу Байкала все пути через Хамар-Дабан постепенно пришли в запустение. С введением в 1905 г. в постоянную эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги и значение тракта по берегу Байкала упало, он превратился во вспомогательную дорогу местного значения. В настоящее время на пяти станциях на юге Байкала установлены верстовые столбы – дорожный знак царских времен, обозначающий версты от одной станции до другой. Так, верстовые столбы стоят в Култуке – на старейшей улице – Большая, на тракте к горах Хамар-Дабана (близ метеостанции) где когда-то была станция Слюденская, в п.Утулик на Ярмарочной площади, в п. Мурино и п.Новоснежная. |
Наименование объекта | Купеческий дом – дом краеведа |
Местонахождение | п.Утулик ул. Берёзовая, 14 |
Время возникновения |
|
Характеристика, краткая история
| Поселок Утулик обязан своему становлению Кругобайкальскому тракту – участку Сибирского пути. Датой основания почтовой станции считается 1864 год. Официально первым пенсионером, поселившимся в Утулике, стал генерал Иван Иванович Шац, инженер путей сообщения, управляющий строительным отделением. Он был назначен исполняющим обязанности штаб-офицера корпуса инженеров путей сообщения, заведующим строительными делами в Главном управлении Восточной Сибири. С 1860 по 1868 И.И. Шац занимался устройством Кругобайкальской дороги и «оказал при исполнении своих обязанностей и по устройству дороги неутомимое усердие», за что был награждён несколькими орденами: Св. Станислава 1-й и 2-й ст., Св. Владимира 3-й и 4-й ст., Св. Анны 2-й степени. 3 ноября 1879 приказом по Министерству путей сообщения член совета Главного управления Восточной Сибири, управляющий строительным отделением, инженер, действительный статский советник Шац был уволен, согласно прошению, по болезни от службы с мундиром. Поселился генерал со своей возлюбленной Улитой Налетовой. Действительный статский советник, генерал И.И.Шац влюбился в утуличанку Улиту Филипповну Налётову. Красавица за любовь свою потребовала возвести церковь и мост через р.Утуличку, по которому жених пронесет невесту к алтарю. Влюбленный лютеранин по вероисповеданию И.И.Шац исполнил все прихоти православной крестьянки. В 1880 году в церкви Святого Ионна Предтечи, 62-летний генерал и 27-летняя вдова были повенчаны. Жили они счастливо 6 лет до смерти Ивана Ивановича. По завещанию И.И. Шац был погребен в ограде облагодетельствованной им церкви. Улита Филипповна дожила до глубокой старости и умерла в 1933 году. Здание первой церкви в Утулике не сохранилось. О многих исторических фактах, связанных с Утуликом, его историей, можно узнать, посетив гостеприимный и наполненный интересными экспонатами дом краеведа - Сергея Ефимовича Бутакова. Сам дом имеет свою не менее удивительную историю. В начале двухтысячных по делам журналистским Сергей Ефимович оказался в с. Бельске Черемховского района, где он и увидел старинные купеческие дома. Один из них – дом купца Козлова, гордо стоящий на Набережной – привлек к себе внимание. И что удивительно, сохранились чертежи, по которым строились эти дома, и можно было даже снять копию. А спустя почти 20 лет появился второй такой дом, но в Утулике, выполненный по старым чертежам. «Правда, – признается Сергей Ефимович, – не обошлось без современных материалов, но отступления от прежней технологии есть только по мелочам». И он со знанием дела рассказывает об этих «мелочах», так что есть чему поучиться здесь тем, кто собирается строить себе настоящее семейное гнездо. Не меньший интерес вызывает судьба самого хозяина дома. Сергей Ефимович – человек увлеченный. Уже давно для него важной жизненной составляющей стало краеведение, интерес к которому заставляет кропотливо изучать старые открытки, архивные документы, совершать экспедиции, собирать по крупицам сведения и экспонаты для своей коллекции. Купеческий дом – дом краеведа в п.Утулик – это воссозданный памятник архитектуры второй половины XIX века и образец домов, расположенных на Сибирском тракте. В самом Утулике первые дома, к сожалению не сохранились, но по купеческому дому, можно реконструировать облик станции на Большом Сибирском тракте. Сегодня Утулик- это поселок с чуть более 1 тысячью жителей. Славится Утулик своими художниками, мастерами, ремесленниками и творческими людьми. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Проектирование экскурсии «Кругобайкальский тракт – отрезок Сибирского тракта – части Великого чайного пути»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии: Один из участков Большого Сибирского тракта – Кругобайкальский тракт
Продолжительность: 7 академических часов
Протяженность: 55 километров
Маршрут экскурсии: Ул. Октябрьская р.п.Култук – ул.Комсомольская 23/3, р.п.Култук – Чайная тропа близ ж/д.ст.Вербный (остановочный пункт «Квартал 120 км») р.п.Култук - мыс Шаманский г.Слюдянка – ул. 40 лет Октября, 40, г.Слюдянка - ул.Ивана Тонконога, 18 г.Слюдянка - 141 км федеральной автодороги Р-258 «Байкал» - ул. Берёзовая, 14, п.Утулик.
Участки (этапы) перемещения по маршруту |
Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра, мин | Основное содержание информации | Указания по организации | Методические указания |
Ул. Октябрьская р.п.Култук от д №1 до д № 51 | Остановка у памятного знака «Верстовой столб» | памятный знак «Верстовой столб» | 5 | Введение в история Сибирского тракта и верстовых столбов- как символа тракта и дорожного знака, отмеряющих расстояние в верстах от одной почтовой станции до другой. | Переход группы ко второму памятному знаку | Использовать методы объяснения, вопросов -ответов, описания, зрительной реконструкции, «портфель экскурсовода» |
Остановка у памятного знака «Байкальское оконце» | памятный знак «Байкальское оконце» | 5 | История возникновения самого старейшего поселка на юге Байкала. Быт култучан. | Место начала экскурсии. Группа выходит из автобуса. Рассказ ведется на берегу Байкала у памятного знака. | Использовать методы панорамного показа, описания, рассказа | |
Остановка у домов №№ 3,5 | Место первого Свято-Николаевского храма | 5 | Рассказ об архитектуре первого поселка на юге Байкала. О знаменитых личностях, которые проживали в Култуке. Об истории первой и второй церкви Култука на месте домов №№3 и 5. | Рассказ на улице (дальнейшее следование группы от памятных знаков до дома 15 ). Затем группа возвращается в автобус. Продолжение движения по улице Октябрьская от дома №15 до №51. | Использовать методы описания, зрительной реконструкции, «портфель экскурсовода» | |
Остановка у д № 51 | Свято-Никольский храм | 10 | Продолжение истории строительства храма и его настоящие дни. | Рассказ ведется у храма, по желанию, возможно зайти внутрь. Далее посадка в автобус. | Использовать методы описания, зрительной реконструкции, «портфель экскурсовода» | |
ул.Комсомольская 23/3 | Многофункциональный дорожный комплекс ТракСтоп38 | Техническая остановка, одна из возможных точек входа на тропу | 10 | -/- | Место санитарной остановки, питания, приобретения местной сувенирной брендовой продукции, в том числе по тематике Сибирского тракта. Возможность вкушения исторического култукского гастрономического бренда, нанесенного на Вкусную карту России – «Чай с кедровым молочком и ягодный пирог». | -/- |
Остановочный пункт «Квартал 120 км» р.п.Култук (близ ж/д.ст.Вербный) | Входная группа на Чайную тропу, далее на трех смотровых площадках | Чайная тропа | 60 | История Сибирского тракта как части Великого чайного пути. Сложность строительства и эксплуатации тракта в горах Хамар-Дабана. Кругобайкальский тракт – причина становления п.Култук, п.Утулик и других станций на юге Байкала, которых всего насчитывалось 5. Информация о Хамар-Дабанском, Игуменском, Кругоморском и Кругобайкальском трактах. | Группа выходит из автобуса. Рассказ по траектории движения тропы (700 метров) с остановками на смотровых площадках
| Использовать методы панорамного показа, зрительного анализа, экскурсионного рассказа, вопросов-ответов |
Мыс Шаманский г.Слюдянка | Парковка у мысы Шаманского | Мыс Шаманский | 60 | Старейший участок Сибирского тракта. Изначально – стоянка древних людей бронзового века. Сегодня - памятник природы регионального значения. | Группа выходит из автобуса. Рассказ идет на берегу Байкала, далее у подножия мыса и по тропе на двух смотровых площадках. | Использовать методы панорамного показа, зрительной реконструкции, «портфель экскурсовода», сторителлинга |
ул. 40 лет Октября, 40, г.Слюдянка | Остановка у храма | Свято-Никольская церковь | 10 | Слюдянская Свято-Никольская церковь в г. Слюдянка, является памятником истории и культуры начала ХХ века. С одной его стороны возвышаются горные хребтыХамар-Дабана, где добывают великолепный мрамор, а с другой, всего в ста метрах, бесценная жемчужина Сибири - озеро Байкал. Церковь была построена на станции Слюдянка, которая относится к Кругобайкальской железной дороге, пришедшей на смену Кругобайкальского тракта. | Группа выходит из автобуса. Рассказ ведется у храма, по желанию, возможно зайти внутрь. | Использовать методы описания, зрительной реконструкции, «портфель экскурсовода» |
ул.Ивана Тонконога, 18 г.Слюдянка | Остановка у ж/д вокзала | Мраморный вокзал на ст.Слюдянка | 10 | Слюдянский вокзал, благодаря, главным образом, материалу, из которого он сооружен, является историко-культурной достопримечательностью Транссиба и памятником железнодорожной архитектуры начала XX века. С введением в постоянную эксплуатацию КБЖД и строительством вокзала на ст.Слюдянка с 1905 г. значение Кругобайкальского тракта по берегу Байкала упало, он превратился во вспомогательную дорогу местного значения. | Рассказ ведется на пироне около здания вокзала. Далее посадка в автобус. | Использовать методы описания, сторителлинга, вопрос-ответ |
141 км федеральной автодороги Р-258 «Байкал» | Остановка на Ярмарочной площади | Верстовой столб на ст.Утулик | 10 | Завершение история Сибирского тракта на юге Байкала. История становления ст.Утулик на Сибирском тракте. | Группа выходит из автобуса. Рассказ ведется на Ярмарочной площади возле памятного знака- «Верстовой столб» | Использовать методы панорамного показа, зрительной реконструкции, «портфель экскурсовода» |
ул. Берёзовая, 14, п.Утулик. | Остановка у дома № 14 | Купеческий дом – дом краеведа | 20 | История действительного статского советника, генерала Шаца И.И. – управляющего строительством Кругобайкальского тракта и его жены У.Ф.Налетовой – утуличанки. История воссозданного памятника архитектуры второй половины XIX века.
| Группа выходит из автобуса. Рассказ ведется у дома. | Использовать методы рассказа, зрительной реконструкции, «портфель экскурсовода», сторителлинга |
Схема маршрута экскурсии
Часть схемы Култук.
Часть схемы Слюдянка.
Часть схемы Утулик.
Информация по маршруту
Кругобайкальский тракт – это собирательное название всех трактов вокруг Южного Байкала, как части Большого Сибирского тракта из Европейской России в Забайкалье и Китай. Тракт начинался в Иркутске и заканчивался в разное время у Кяхты и села Посольское. Далее от Верхнеудинска до Нерчинска шёл Забайкальский тракт. От Иркутска до Култука тракт имел одно направление. От Култука направление в разные годы менялось, менялась и протяжённость тракта, и каждый новый путь имел своё собственное название. Кругоморский (Хамардабанский) тракт шёл от Култука напрямую через хребет Хамар-Дабан, Тункинский направлялся через Тункинскую крепость, Игумновский (Купеческий) – переваливал Хамар-Дабан по речке Хара-Мурин. Кругобайкальский береговой тракт был проложен по кромке берега Байкала до села Посольское.
С момента основания Иркутского острога (1661 г.) до начала XIX в. в Кяхту зимой и летом можно было попасть, по долине Ангары, озеру Байкал и по дороге вдоль реки Селенги. Длина этого пути от Иркутска до Кяхты составляла 557 вёрст. В межсезонье пользовались объездным путём, длиной 703 версты, через село Тунку, хребет Хамар-Дабан долину реки Джиды. Эти дороги были проторены ещё землепроходцами.
С 1727 г, с момента подписания Буринского договора, а затем и образования торговой слободы Кяхта началось интенсивное развитие торговли России с Китаем. Главным предметом торговли стал китайский чай. Путь от Кяхты по долине Селенги до Верхнеудинска и через Байкал по Ангаре до Иркутска не мог удовлетворять круглогодичному сообщению.
В 1795 году И.П. Нагель представил правительствующему Сенату донесение, в котором указывал опасность и неудобство судоходства на Байкале. Что затрудняло Кяхтинскую торговлю, и представил план Кругобайкальской дороги, утверждая что она будет построена через пять лет и окупится пошлинными сборами. В этом же году императрица Екатерина II выделила для эти целей 22 тыс.рублей Сибирскому генерал-Губернатору Ивану Осиповичу Селифантову. Вскоре, при воцарении императора Павла Селифантов получил предписание присутствовать при Сенате. В ноябре 1797 года состоялось Высочайшее повеление императора Павла о возложении на Иркутского губернатора И.П.Нагеля попечения о постройке Кругобайкальской дороги, которую Сенат признал необходимой не только для коммерции, т.к. была затруднена доставка китайских товаров через Байкал во время штормов и в осенние месяцы, когда купеческие суда часто терпели крушения, но и для сообщения с Нерчинскими заводами и пограничным краем.
Так и началось с 1796 г. при Иркутском губернаторе Л.Т. Нагеле строительство тракта от Иркутска через Култук и хребет Хамар-Дабан. Работами руководил землемер А.А. Дедов. Строительство тракта в основном завершилось в 1805 г. На такте открыты следующие почтовые станции: Иркутск, Введенская, Мотская, Большеглубоковская, Култукская, Слюденская (на хребте Хамар-Дабан), Шубутуйская, Шибетская, Снежная, Оголокская, Темникская, Аласакская, Торейская, Норинская, Ичетская, Енхорская, Махаевская, Троицкосавск
В 1820 г. инженер путей сообщения капитан Г.С. Батеньков (будущий декабрист) по заданию Иркутского генерал-губернатора выполнил изыскания тракта от Култука по берегу Байкала, но Главное управления путей сообщения и публичных зданий проект не приняло.
После этого начались поиски направления дороги через хребет Хамар-Дабан. Главной задачей которых стало выявить удобное для круглогодичного проезда направление от берега Байкала до перевала через хребет. В 1827–1829 гг. инженер путей сообщения подполковник А.А. Медведев по собственному желанию выполнил разведку нового пути и подготовил проект дороги от Байкала по долине речке Выдриной, который был одобрен Главным Управлением Восточной Сибири и представлен главноуправляющему путей сообщения и публичных зданий в 1835–1836 гг., но проект встретил «сопротивление» со стороны кяхтинского купечества, доказывавшего, что дорога не удобна для проезда.
В 1836 г. кяхтинский купец (в последствии коммерц-советник) Н.М. Игумнов с разрешения правительства на средства купцов начал сооружать дорогу по собственному проекту по реке Хара-Мурин на Кяхту. Дорога длиной 415 вёрст, оконченная строительством в 1847 г., как и Хамардабанский тракт, оказалась также трудной для проезда транспортов с товаром. На тракте были открыты следующие станции: Култукская, Утуликская, Муринская, Лангутайская, Нукен-Дабатская, Снежная, Темникская, Аласакская, Торейская, Нижне-Нарынская, Ичатойская, Енхорская, Махаевская, Усть-Кяхтинская.
В то время, когда Н.М. Игумнов, приступил к постройке дороги, Главное управление путей сообщения и публичных зданий назначило в Иркутск полковника Н.И. Богданова для выбора лучшего направления Кругобайкальского тракта. Ему помогали поручики А.И. Штукенберг и Е. Ледантю. Н.И. Богданов выбрал направление от берега Байкала по речке Мишихе.
Для проверки всех предыдущих направлений в 1838 г. В Иркутск прибыл инженер путей сообщения подполковник Я.Н. Латраверс. Вместе с капитаном Журавлёвым, поручиком А.И. Штукенбергом, подпоручиком Р. Паувом и прапорщиком Е. Ледантю Я.Н. Латраверс изучил все ранее предлагавшиеся направления, отверг их, и предложил новое по речке Ивановке.
Между тем в 1847 г. правительство приняло решение для обеспечения надёжного тележного сообщения вокруг Южного Байкала соединить северную часть Игумновской дороги с южной частью Хамардабанского тракта (примерно по станции Снежная). Этим путём пользовались до конца 1860-х гг.
В 1855 г. после осмотра юго-восточного побережья Байкала иркутский генерал-губернатор Н.Н. Муравьёв-Амурский принял решение построить тракт по берегу Байкала. В 1859 г. от Култука начались строительные работы под руководством инженера путей сообщения подполковника (в последствии генерала) И.И. Шаца. Для строительства дороги были привлечены 721 польских ссыльных, участников национально-освободительного движения 1863–1864 гг., которые были рассредоточены от Култука до села Посольского. В 1866 г. после размещения их по берегу Байкала они организовали восстание, которые было подавлено. В 1870 г. строительство тракта по берегу Байкал в основном было завершено и открылись почтовые станции.
Так, на юге Байкала в этот период были открыты пять первых почтовых станций на большом сибирском тракте: Култукская, Муравьёва-Амурская, Утуликская, Муринская и Снежинская.
Восточнее находились станции: Выдренская, Переёмная, Малиновская, Мишихинская, Мысовская, Боярская, Большереченская, Кабанская, Таракановская, Ильинская, Половинная, Верхнеудинск. В 1905 г. открылся Купеческий (Удунгинский тракт) от Мысовска в долину Селенги.
После открытия тракта по берегу Байкала все пути через Хамар-Дабан постепенно пришли в запустение. С введением в 1905 г. в постоянную эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги и значение тракта по берегу Байкала упало, он превратился во вспомогательную дорогу местного значения.