20.10.2021

Новая услуга банков сервис «ВТОРОЙ РУКИ» – защита пожилых потребителей

Практически каждый день в СМИ печатных изданиях, радио, телевидении, лентах
социальных сетей от правоохранительных органов и иных ведомств граждане слышат об
участившихся случаях мошенничества. «Нелюди», так их хочется назвать, воруют у самых
беззащитных, к которым относятся пожилые люди, уязвимая категория граждан.
Кажется, что уже наверно каждый второй взрослый и каждый третий ребёнок знает про
различные виды мошенничества, но все равно находятся те, кто слепо верит в различные
схемы «легкого» заработка, кто под страхом каких-либо арестов или взломов своего
банковского счета и переводит деньги мошенникам.
Центробанк подсчитал, что потери россиян от действий кибермошенников в первом
квартале 2021 года составили почти 2,9 млрд рублей. Эта цифра в 1,6 раза превышает
показатель аналогичного периода 2020 года.
Как с этим бороться и не быть обманутыми – больше вопросов чем ответов.
В данной статье речь пойдет о новом способе защиты прав потребителей финансовых
услуг, а именно лиц с инвалидностью (далее ЛСИ) и иных маломобильных групп населения
(далее МГН), в том числе пожилые люди, а именно женщины старше 55 и мужчины старше
60 лет.
Банком России приняты меры и утверждены методические рекомендации от 08.08.2021
№11 – МР, которые разработаны для кредитных организаций в целях усиления мер по
предотвращению финансовых потерь и снижению риска совершения мошеннических
операций в отношении денежных средств, находящихся на счетах ЛСИ и иных МГН, в том
числе пожилого населения при предоставлении им финансовых услуг дистанционно.
Так регулятор банковской деятельности предложил – внедрить банкам сервис «второй
руки».
Однако, радоваться или огорчаться такой заботе о пожилых людях, пока не понятно.
Регулятор рекомендовал кредитным организациям при заключении финансовых
договоров с условием о дистанционном обслуживании предоставить этим гражданам, в
частности, следующие возможности:
1) устанавливать ограничения по осуществлению операций определенного вида,
включая перевод денежных средств, либо по максимальной сумме перевода за одну или
несколько операций;
2) вводить запрет на подключение дистанционных (цифровых) каналов (например,
банк в мобильном приложении) на использование платежных приложений Apple Pay,
Google Pay, Samsung Pay;
3) формировать закрытый перечень получателей онлайн-переводов.
Однако, данный сервис услуг «второй руки» будет предоставляться с привлечением
так называемого «помощника», который вправе осуществлять дополнительный контроль
за операциями клиента, физического лица ЛСИ и МГН (далее-Сопровождаемого) получая
уведомления о финансовых операциях, планируемых к совершению и возможность их
подтверждать или отклонять.
Таким «помощником» может стать любой клиент того же Банка, которого назначает
сам Сопровождаемый, естественно с его личного согласия. Кредитная организация
предоставляет «помощнику» сведенья о переводах/платежах Сопровождаемого, в
отношении которых требуется подтверждение или отклонение, а именно: о типе, дате,
сумме, комиссии за совершение операции, наименовании организации-получателя или
имени, отчестве и первой букве фамилии получателя, четырех последних цифрах карты
получателя, номере счета получателя, наименовании банка получателя. При этом не
рекомендуется раскрывать «помощнику» информацию об остатках на счетах, а также о
поступающих зачислениях Сопровождаемому.
Информация о наличии сервиса «второй руки» в том или ином Банке потребители
могут узнать, ознакомившись с информацией официального сайта, либо в офисе Банка.
Однако, анализ нескольких сайтов кредитных организаций, результатов не дал. Пока
данные сервисы отсутствуют.
Возвращаясь к вопросу пользы или вреда сервиса «второй руки», хочется отметить
следующее, положительным моментом является то что «помощника» назначает сам
клиент, и как правило пожилые люди доверяют родственникам, друзьям и остается
надеяться на их добропорядочность. Кроме того, к плюсам можно отнести вышеуказанные
рекомендации Банка России по установлению ограничений, запретов, порядка соблюдения
банковской тайны. Если все будет реализовано, как предусматривают рекомендации,
можно уменьшить число рисков совершения мошеннических операций в отношении
денежных средств, находящихся на счетах людей уязвимой категории граждан.
Однако, есть и отрицательные моменты, и опасения.
Этот сервис предусматривает формат дистанционного общения по вопросам
управления своими счетами и вкладами через мобильное приложение. Непонятно, почему
регулятор предусматривая упрощенный порядок работы в онлайн не учитывает
малограмотность данной категории граждан в финансовой сфере и IT – технологиях, ведь
недаром именно они становятся жертвами мошенников. Такое доверительное управление
своими операциями должно оформляться исключительно в офисе банка с лицом, имеющим
нотариальную доверенность на представление интересов доверителя.
А опасения наши в том, что мошенники вновь воспользуются данной информацией и
начнут звонить и представляться сотрудниками банков, говорить о дистанционном
подключении к сервису «второй руки», узнавать информацию у пожилых людей,
подключать их к мобильным приложениям и вновь «обкрадывать их до нитки».
Грамотные юристы всегда рады оказать помощь пострадавшим, но всегда смущает
рекомендательный характер правил. Почему бы регулятору, не внести изменения в
законодательные акты и не прописать права, обязанности, ответственность всех участников
данных отношений, возможно это будет следующим его шагом, посмотрим.
В заключении хочется очередной раз привлечь внимание к проблеме телефонных и
кибермощеников. Только широкая огласка проблемы может помочь нашим гражданам не
попасть в ловушки.
Специалисты консультационного центра рекомендуют если вам позвонили из банка,
ГосУслуг, службы безопасности, следственного комитета, прокуратуры, полиции, ФСБ,
суда, то самое правильное сразу повесить трубку, а номер внести в чёрный список. А лучше
вообще не брать трубку с незнакомых номеров. Банк всё что нужно сообщит в письменной
форме в своём приложении или личном кабинете банка.
А пока, не дайте обмануть себя и своих близких, расскажите им про мошенников.
Информация подготовлена специалистами
консультационного центра по защите прав
потребителей «ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Иркутской области»
НАШИ КОНТАКТЫ:
г. Иркутск, ул. Трилиссера 51, каб. 113
тел.: 8 (395-2) 22-23-88,
е-mail: zpp@sesoirkutsk.ru
Instagram: zpp_irkutsk

В рубрике: Потребители    


Оцените: