26.10.2023
МАРКИРОВКА ТОВАРОВ.
С 2019 года в России введена обязательная маркировка товаров. К 2024 году единая
национальная система маркировкидолжна охватить все отрасли промышленности.
Предполагается, что с рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать
производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные
товары.
Что такое маркировка? Маркировка — это контрольно-идентификационный знак
(КиЗ) на товаре. Его может создать только единый оператор маркировки — Центр развития
перспективных технологий. Для изделий из драгоценных металлов (с марта 2024) –
маркировку будетосуществляет Гознак.
Где находитсямаркировкатовара? На упаковке, ярлыке, этикетке или таре.
Зачем нужнамаркировкатовара? С помощью маркировки (КиЗ) можно
идентифицировать товар, его подлинность, отследить его путь от производителя до
продажи или списания. Маркировка товаров позволяет узнать всю информацию
конкретного товара — где он был изготовлен, из каких материалов, его параметры.
Кто может маркировать товар?Маркирует товар только производитель. Если товар
импортный, то маркировкой занимаются импортеры. Бизнес обязан передавать данные
о товаре единой госсистеме «Честный ЗНАК».
Что такое «Честный знак»? Национальная система маркировки товаров для их
отслеживания от производителя (импортёра) до потребителя. Любой человек, у которого на
смартфоне установлено приложение Честный ЗНАК, сможет проверить легальность товара.
Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код. Главные задачи
системы Честный знак – это борьба с контрафактом и контроль за качеством.
Кто участвует в процессе маркировки? Распределение ролей в рамках процесса
следующее:
производители маркируют продукцию и вводят её в оборот;
поставщикии импортёры сверяют КиЗ в документах от производителей и сообщают
«Честному ЗНАКу», когда приняли продукцию и когда продали её;
торговые сети, розница сверяет КиЗ в документах от поставщиков, сообщает
«Честному ЗНАКу» о принятии товара и выводит продукцию из оборота путём продажи
потребителю.
Какие товары должны быть обязательно маркированы?
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется.
В настоящий момент обязательной маркировке подлежат товары из следующих групп:
В настоящий момент обязательной маркировке подлежат товары из следующих групп:
Алкоголь - с 1 января 2016, регистрируется в Единой государственной
автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) ;
В системе «Честный знак»:
Шубы и изделия из меха - с 12 августа 2016;
Табачные изделия - с 1 июля 2019;
Обувь - с 1 июля 2020 года;
Товары лёгкой промышленности - с 1 января 2021 года;
Духи и туалетная вода – с 1 октября 2020;
Шины и покрышки - с 1 ноября 2020;
Фотоаппараты и лампы-вспышки - с 1 октября 2020;
Упакованная питьевая вода - с 1 декабря 2021;
Молочная продукция– с 1 июня 2021;
Пиво и слабоалкогольные напитки – с 1 октября 2023;
Безалкогольные напитки – с 1 декабря 2023;
БАДы, антисептики - с 1 сентября 2023.
Лекарственные препараты – с 1 июля 2019;
Медицинские изделия – с 1 сентября 2023;
Кресла-коляски – с 1 сентября 2023;
Какие виды маркировок применяются?
Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для
меховых изделий используются RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью
радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь,
одежду, молочные продукты и другие товары маркируют двухмерными
штрихкодамиDataMatrix.
Что должна содержать маркировкатовара?
Наименование товара
Предназначение
Информацию о производителе
Страну производства
Контактную информацию
Объем
Срок годности
Информацию об особых условиях хранения
Рекомендации по использованию
Меры предосторожности
Данные о партии
Состав.
Какая ответственность за нарушение обязательных требований по маркировке?
За нарушение правил работы с маркировкой предусмотрена административная
и уголовная ответственность.
Штраф дляграждан составляетот 2 тысяч до 4 тысяч рублей, надолжностных лиц от 5
до 10 тысяч руб., для юридических лиц – от 50 до 300 тысяч руб., а так же с конфискация
непромаркированной продукции. Уголовная ответственность наступает в случаях, когда
стоимость непромаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер.
Благодаря введению обязательной маркировки товара, у потребителя появилась
возможность делать правильный и качественный выбор товаров. Приобретение продукции у
добросовестных продавцов влечет за собой гарантию защиты его прав.
Информация подготовлена специалистами
консультационного центра по защите прав потребителей
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской
области» с использованием материалов
СПС Консультантплюс
НАШИ КОНТАКТЫ:
г. Иркутск, ул. Трилиссера 51, каб. 113
тел.: 8 (395-2) 22-23-88,
г. Иркутск, Пушкина 8, каб. 404
тел.: 8 (395-2) 63-66-22,
е-mail: zpp@sesoirkutsk.ru
В рубрике: Потребители